logo

О строительных фирмах...

Вы банкир, нотариус, артист, да и просто неспециалист в области строительства и техники – вы гуманитарий. Заниматься собственной стройкой для вас нет никакого желания и возможности.

Вы решили заплатить деньги и воспользоваться услугами строительной фирмы…

Чем больше рекламы, чем круче офис фирмы и прочие атрибуты успеха, тем больше с вас возьмут денег. Высокую стоимость необходимо чем-то обосновывать. Менеджеры компаний, усадив вас в дорогие кожаные кресла, за чашечкой настоящего итальянского кофе будут рассказывать вам очень много хорошего и интересного о своей фирме. О суперсовременных технологиях, о квалифицированных московских рабочих, которые будут строить ваш дом. О том, какие новые, качественные материалы использует фирма. О строгом архитектурном и авторском надзоре, огромном опыте работы и том, как вам несказанно повезло, что вы попали именно к ним, настоящим профессионалам, а не пошли к конкурентам или не наняли какую-нибудь бригаду украинцев или молдаван. После такого деликатного обращения у неопытного заказчика создается впечатление, что он имеет дело с добрыми волшебниками. Ну так все хорошо будет: влетит он в построенный дом на ковре-самолете, с шампанским, и сразу там новоселье устроит. Все будет как в красочном буклете фирмы! Конечно, думаете вы, за такие-то деньжищи, еще бы! Как всё здорово должно быть сделано!!!

Не верьте всему этому: вас, пользуясь отсутствием опыта в этой области, бессовестно вводят в заблуждение. Методы взаимодействия строительных фирм с клиентом хорошо отработаны, построены по определенным алгоритмам и отличаются разнообразием. Сначала все вопросы с Вами может обсуждать даже лично владелец фирмы, либо топ-менеджер, который получит процент от сделки. Их задача - зацепить вас и раскрутить на «договор», выманив сразу как можно больше денег (100% предоплату).

«Да что Вы? Мы же здесь! Мы же свои - буржуинские! Никуда не убежим! Всегда во всем полюбовно разберемся!» - говорят Вам. Договор всего лишь формальность, он нам и не понадобится никогда.

Предлагают договор, в котором подробно описываться как, сколько и в какие сроки, какие деньги и какие штрафы Вы должны будете уплатить фирме.

Договор:

Клиент обязан. …

Клиент обязан. …

Клиент обязан. …

Организация имеет право. …

И только строчка: фирма обязуется построить столько-то этажный каменный дом на таком-то участке, с подвалом и крышей. Большим достижением можно считать дописку: «в соответствии с проектом». Заказчика это, как правило, успокаивает и расслабляет: «Проект все-таки, не «хухры-мухры», тяжелый (там листов 50)! Не зря же его архитекторы сочиняли! Не зря же я за него деньги платил!»

После выплаты денег (хотя бы 70%) у вас начинается совсем другая жизнь: того, с кем вы разговаривали - договаривались о том, какой хороший вам построят дом, вы можете вообще больше не увидеть. Это очень важное лицо, может быть, даже владелец фирмы. Такой персонаж может ездить на мерсе с джипом охраны. Вас, с вашими мелкими вопросами о строительстве какого-то там дома, больше к нему и не подпустят!

После выплаты денег вы оказываетесь в роли жалкого просителя. Ваш удел отныне - общаться с прорабом или, в лучшем случае, с главным инженером фирмы, которых вы, может быть, застанете на стройке. Они вас впервые видят, и ни о чем они с вами не договаривались, и ничего вам не обещали. Строить и делать они будут не так, как Вы считаете нужным и должным, а так, как у «них» положено, как велел хозяин фирмы, так, как они делают всегда, - и никто еще не жаловался!

Строительные материалы будут использоваться такие, какие выгодно фирме, какие будут доступнее и дешевле (в договоре ведь об этом очень лаконично сказано).

Пример:

- Почему вы красите мой дом самой дешевой (наверно, не очень хорошей) фасадной краской? Неужели за такие деньги нельзя купить что-нибудь получше (подороже)?

- Мы не виноваты, мы люди подневольные, - ответит прораб, - какую краску дали такой и красим. Все вопросы к руководству.

- Почему вы красите мой дом самой дешевой (наверно, не очень хорошей) фасадной краской? Неужели за такие деньги нельзя купить что-нибудь получше (подороже).

- Вас что собственно не устраивает? Мы фирма - за все несем ответственность. У нас перед Вами гарантийные обязательства на все выполненные работы – целый год! (На дом - целый год! Сейчас на мобильный телефон такую гарантию дают!). Впрочем, если хотите, мы можем использовать и другую - Вашу краску, но в этом случае никакой ответственности за ее применение наша фирма не несет.

- Ладно, - соглашаетесь Вы, - так и быть, красьте (мало ли что)!

- Хотя, вот! Можем Вам посоветовать – импортная краска, очень неплохая, но за это, конечно, придется заплатить дополнительно …

Так на каждом шагу.

Краской этой (не самой лучшей) покрасили Ваш дом не потому, что она очень хорошо зарекомендовала себя на практике, как Вам объясняют, а потому, что берет ее фирма по бросовым ценам у дилера фабрики (или сама дилером является). Использует краску везде, где можно и где нельзя (большие объемы – большие скидки), на строительных рынках еще ей приторговывает, при случае втюхивает ее партнерам по бизнесу. Пользоваться такой краской можно спокойно – ведь облезать она начинает только после второго года эксплуатации, то есть уже после гарантийного срока.

Не страшно, если она полезет и раньше. Приедет «эксперт» и напишет заключение. Там, где облезла краска, Вы, например, регулярно и систематически жгли костер и жарили шашлыки, или Ваши дети (о, ужас) распыляли в промышленных объемах репеллент от комаров. Сами виноваты! На такие экстремальные режимы, извините, никакая краска не рассчитана. Так что, пока!

Гарантии строительных фирм – еще одна фикция. Гарантия один – максимум два года на дом, которому сто лет стоять! Смешно?

Мелкие недостатки фирмы, как правило, устраняют сразу и без звука (окно не закрывается, наличник оторвался и т.п.). С такими проблемами и сам хозяин без труда справится. А если крышу перекрывать или фундамент треснул? Тогда фирма приложит все мыслимые и немыслимые усилия, чтобы спихнуть ответственность с себя на кого и на что угодно, начиная с хозяев дома (в результате неправильной эксплуатации), заканчивая солнечным ветром, повлиявшим на изменение уровня и активности грунтовых вод (форс-мажор).

Строить вам будут так, как умеют и как могут, и никак по-другому.

Работать на вашем объекте будут не москвичи (москвичей на стройке не бывает и быть не может), даже не украинцы, а малоквалифицированные, полуголодные, грязные, несчастные молдаване и/или таджики. Будут работать за копейки, с холодком, из-под палки, не уверенные в том, что с ними вообще расплатятся и не вышвырнут их после нескольких месяцев работы, набрав потом новых. Зачем строительной компании лишние расходы?!

Заказчик, поняв такое несоответствие между словом и делом, сперва озадачивается, а потом, к моменту сдачи дома, впадает в уныние, начинает скандалить, вчитываться в договор, внимательно изучает проект.

- Ну, все! Мы вам все сделали! - говорит представитель фирмы. - Вот дом, подвал, крыша - всё как в договоре.

- Крыша - хорошо, а где же водостоки, где навес над крыльцом, где зонтики над дымоходами и перила?

- Разве в тексте договора что-нибудь про козырек, перила, водостоки, зонтики и прочее написано? Нет! Там ясно сказано: крыша. Крыша - это значит только крыша и ничего более!

- А разве можно крышу считать крышей без водостоков? Окна считать окнами без, например, ручек? Это как автомобиль без колес?!

- Можно! Можно, уважаемый! Жизнь, знаете, это такая сложная, философская категория…

- Но ведь все это есть в проекте!

- Где есть?

- А вот! Вот, нарисованы козырек, перила, водостоки…

- Ну, … извините… - ответят Вам. - На этой же картинке у Вас и бассейн, и пальмы, и Мерседес, припаркованный к дому, нарисован, и цветы вот, на подоконниках. Это что? Мы тоже должны все сделать? Занавески на окна повесить, постели застелить, стол накрыть?

- Как же так? Да, действительно, - Вы озадачены.

- Ничего! Не переживайте! Все это, и многое-многое другое, наша фирма легко сделает Вам за отдельную плату.

В результате, Вас раскручивают еще на одну стоимость дома или, если понимают, что ничего не выйдет, говорят: «Прощай!» Бросают Вас, беспомощного, кувыркаться с Вашими проблемами. Зачем фирме такой жадный или бедный заказчик?!

Вам, если Вы не хотите дальше «сидеть на игле» строительной фирмы, все равно, самому придется искать прораба и рабочих и заниматься всем самостоятельно.

От чего ушли – к тому вернулись.

Полезный совет: чтобы в строительной фирме к Вам относились с уважением, встречали у порога, крепко жали руку и всегда угощали дорогим настоящим, кофе, нужно быть хорошим – нежадным – человеком. Нужно появляться с карманами, оттопыренными от денег, и платить всегда, тут же, не глядя, с удовольствием, не рассуждая и не разбираясь за что, кому и сколько - чем больше, тем лучше. За таких клиентов фирмы борются, такими клиентами дорожат. Строительной компании лучше подождать и найти одного такого клиента, чем кувыркаться с десятком других – нищих, жадин и скандалистов. Это целая наука, тут нужен настоящий талант!

Разговаривать в строительной фирме с Вами, если Вы сами не ездите на Мерседесе с маячком и джипом охраны, теперь будут так: «Вы вообще кто? Вас что-то не устраивает? Обращайтесь в письменном виде! В установленный законом срок Вы обязательно получите от нас ответ», – скажет Вам девочка-секретарь. В суде Вы все равно ничего не докажете – строительная фирма ведь не первый год работает, у неё и юристы свои есть, и договор составлен «как нужно», да и собственная «крыша» с особенно ретивыми клиентами завсегда пообщается (были прецеденты). Так что у них все в порядке, можете не сомневаться!

Каждый сверчок, знай свой шесток.

«Да мы…, учитывая Ваши маленькие объёмы… или удаленность объекта… или еще что-нибудь, и так сделали Вам одолжение! Пошли Вам навстречу! Да у нас клиенты, знаете какие!… Да Вы и за это должны быть нам благодарны, потому что другие бы на нашем месте вообще…»

Вам кажется, что все это я специально придумал? Это всего лишь маленькая иллюстрация на фоне реальных событий. Диалоги воспроизведены мною практически со стенографической точностью.

Столкнувшись с такой строительной фирмой, Вы - неопытный заказчик, человек, впервые окунувшийся в эту кашу, неизбежно понесете сокрушительное поражение, ведь на их стороне опыт, знания, квалификация.

Статья написана в 2004 году.

О строительных фирмах...

Яндекс.Метрика